ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ КОНФУЦИЯ

28 сентября в Китае отмечается День рождения Конфуция, или День национального учителя. Считается, что Конфуций родился 28 сентября 551г. до нашей эры.

Конфуций — это древний философ, который смог перевернуть мировоззрение всей китайской цивилизации. Конфуцианская философия подразумевает самовоспитание, базирующееся на пяти добродетелях: добросердечии, справедливости, прямоте, мудрости и лояльности. Вот уже много веков подряд она является основной государственной идеологией Китая, а самого Конфуция китайцы чтят уже более двух с половиной тысяч лет.

Конфуций (551-479 гг. до н. э.) — потомок Вэй-цзы, полководца императора династии Чжоу Чэнь-вана. За верность императору Вэй-цзы получил в дар княжество Сун и титул чжу хоу. К моменту рождения Конфуция род Вэй-цзы уже обеднел и переселился в царство Лу на севере Китая. Отец Конфуция Шулян Хэ имел двух жён. Первая родила ему девять дочерей. Вторая родила сына, но слабый мальчик умер. В 551 году до н.э. 63-летнему Шулян Хэ наследника родила наложница Янь Чжэнцзай, которой на тот момент едва исполнилось семнадцать. По легенде, рожать она взошла на холм, под тутовое дерево. В момент рождения младенца из-под земли забил источник, в котором его и обмыли. После вода течь перестала. Отец недолго прожил после рождения сына. Когда Конфуцию исполнилось полтора года, Шулян Хэ оставил этот мир. Янь Чжэнцзай, которую невзлюбили старшие жены, покинула дом мужа и перебралась поближе к родным, в город Цюйфу. Янь Чжэнцзай с мальчиком жили самостоятельно. Конфуцию с детства пришлось познать лишения.

Мать Конфуция внушала мальчику, что он должен быть достойным продолжателем рода. Хоть маленькая семья жила в бедности, мальчик усердно трудился, осваивая знания, необходимые аристократу Китая. Особое внимание уделялось искусствам. Усердие в учёбе принесло плоды: 20-тилетнего Конфуция назначили отвечать за амбары семьи Цзи княжества Лу в восточном Китае. А затем поставили отвечать за скот. В 528 году до н. э. умерла Янь Чжэнцзай, мать Конфуция. Следуя традиции траура по родственнику, он ушёл в трёхлетнюю отставку. Этот уход позволил философу изучить древние книги и создать философский трактат о правилах взаимоотношений в построении гармоничного государства. Когда философу шёл 44 год, его поставили на пост правителя резиденции княжества Лу. Некоторое время он был начальником судебной службы. С высоты поста Конфуций призывал «власть имущих» наказывать народ только в случае неповиновения, а в остальных случаях — «объяснять людям их обязанности и учить». Конфуций ещё некоторое время проработал чиновником нескольких княжеств. Но невозможность смирения с новой политикой государства заставила подать в отставку. Он начал ездить по Китаю вместе с учениками, проповедуя философское учение. Только в 60-летнем возрасте Конфуций вернулся в родной Цюйфу и не покидал его до смерти. Остаток своей жизни Конфуций провёл с учениками, работая над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги Песен», «Книги перемен» и другими фолиантами китайской философии. Из классического наследия самого Конфуция достоверно установлена подлинность лишь одной — «Весна и Осень». В 66-летнем возрасте философ овдовел. На закате жизни он всё время посвящал ученикам в своём доме в городе Цюйфу. Умер Конфуций в 479 году до н. э., в 72 года. Перед смертью он впал в семидневный сон. Конфуций не был основателем - в общепринятом понимании этого слова - религии, и на вопрос одного из учеников о загробном мире как-то ответил: «Не научившись [честно] служить людям, можно ли [достойно] служить духам?» (Лунь юй, 11.11). Однако после его смерти в его честь были воздвигнуты храмы и стал складываться религиозный по форме культ Конфуция как первоучителя человечества. Конфуцианство приобрело в Китае статус официального вероучения (Жу Цзя - школа великих книжников), благодаря системе экзаменов государственные должности могли занимать только учёные конфуцианцы (хотя конфуцианское учение в традиции понималось скорее как «наука» вообще, а конфуцианцы «жу», т. е. просто как «учёные», «образованные»).

Конфуцианская философия подразумевает самовоспитание, базирующееся на пяти добродетелях: добросердечии, справедливости, прямоте, мудрости и лояльности. Вот уже много веков подряд она является основной государственной идеологией Китая.

1 ноября 2008 года на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета был открыт первый в России памятник Конфуцию. Бронзовый бюст, представляющий каноническое изображение великого мудреца, подарен петербургскому университету госсоветом КНР по случаю открытия в сентябре 2007 года Института Конфуция в СПбГУ. Постамент разработал известный петербургский скульптор Георгий Постников. В центральное пространство металлического пьедестала вписан иероглиф «цзы» - «мудрец». Институт Конфуция на восточном факультете СПбГУ действует с 2007 года.

Памятник Конфуцию установлен в 2008 году и в Москве на территории будущего китайского делового центра «Парк Хуамин». Бронзовая фигура также была изготовлена в Поднебесной и передана в дар российской столице Академией конфуцианства в 2007 году в рамках Года Китая в России.

Менее чем через год, 25 сентября 2009 года, памятник Конфуцию - на этот раз в полный рост - открылся во дворе Российского государственного университета имени А. И. Герцена (набережная реки Мойки, у корпуса 20).

Это был дар главного университета КНР Петербургу. Место для монумента выбрано очень подходящее: по соседству находится китайский культурный центр, в самом университете учатся сотни китайцев, а в ближайшем корпусе расположилась столовая с китайской национальной кухней.

Ещё один бронзовый Конфуций появился в октябре 2010 года в деревне Петрово Калужской области на территории этнографического парка-музея.

Михайлова София